для защиты правообладателя от нелицензионного распространения, копирования, перепродажи, модификации ПО, т.к. это будет нарушением соглашения и тянет за собой соответствующие санкции;
Пользовательское соглашение (end-user license agreement, сокр. EULA) – это договор присоединения между владельцем сайта или правообладателем программного продукта и пользователями.
Такое соглашение – простой и эффективный способ защиты прав на ПО, контента и содержание веб-сайтов, потому активно используется IT-компаниями для урегулирования отношений между сервисом и пользователями.
Кроме того, EULA часто предусматривает пути разрешения конфликтных ситуаций, разделяет ответственность администрации ресурса и его посетителей, декларирует права и обязанности каждой из сторон, защищает персональные данные. О том, как грамотно составить пользовательское соглашение, какие моменты в нем предусмотреть, мы расскажем в данной статье.
Юристы рекомендуют составлять пользовательское соглашение для любых ресурсов (сайты, интернет-магазины, порталы), а также для программных продуктов – ПО, базы данных, ГИС-системы и т.д. Однако есть случаи, когда это необходимо особенно:
для защиты правообладателя от нелицензионного распространения, копирования, перепродажи, модификации ПО, т.к. это будет нарушением соглашения и тянет за собой соответствующие санкции;
(блоги, социальные сети, форумы и т.д.) для разделения ответственности администрации сайта и отдельных пользователей. Например, если посетитель оставляет оскорбительный комментарий, пост, содержащий порнографию, спам или экстремистские материалы, нести ответственность будет непосредственно он, а не администратор;
предлагающие товары и услуги — соглашение составляется с целью закрепить права и обязанности сторон (продавца и покупателя), подстраховаться от непредвиденных ситуаций, неизменно возникающих в работе любого бизнеса;
которые хранят и распространяют контент, защищенный авторскими правами (онлайн-кинотеатры, файловые хранилища, музыкальные порталы, онлайн-радиостанции, электронные библиотеки и т.д.) – для таких ресурсов EULA снимает ответственность с администрации за возможное нарушение авторских прав, вызванное действиями пользователей, предусматривает порядок использования предоставленных произведений.
Кроме того, договор закрепляет права на предоставленный контент и предусматривает санкции за нарушение. К примеру, сайт может разрешать неограниченное прослушивание аудиозаписей, но их скачивание и размещение на другом ресурсе будет считаться нарушением пользовательского соглашения.
Помните, что пользовательское соглашение не может полностью освободить от ответственности владельца ресурса. Задача документа – снизить риски для администрации и упростить разрешение спорных и конфликтных ситуаций.
Для того чтобы предусмотреть все нюансы и учесть их в пользовательском соглашении, существует ряд правил и порядок составления. Вот основные правила, которые необходимо учесть:
это публичная оферта, поэтому нужно прямое подтверждение пользователя, что он ознакомлен с условиями предоставления услуг, ответственностью за нарушение правил пользования и существующими ограничениями. Для этого необходимо предусмотреть элемент (кнопку, галочку и т.д.), где четко указано «я принимаю пользовательское соглашение» и который требует реакции пользователя. Обычно согласие требуется на этапе регистрации или установки ПО, и без него дальнейшие действия невозможны (программа закрывается, создание аккаунта невозможно);
должны быть прописаны максимально четко, без двусмысленных толкований и разночтений, чтобы пользователь четко понимал, что именно, на каких условиях он получит, за какой срок и сколько это будет стоить, что можно делать на ресурсе, а что запрещено;
или продукта не должны вступать в конфликт с действующим законодательством. Это кажется очевидным, но часто интернет-сервисы этим грешат. К примеру, если Закон о защите прав потребителей позволяет обменять или вернуть товар в срок до 14 дней с момента покупки, а в соглашении этой возможности нет, покупатель все равно сможет через суд реализовать свое законное право, а магазин понесет репутационные и материальные потери;
различные конфликтные ситуации и пути их решения. Например, что делать, если поставка товара сорвана по вине компании, если клиент испытывает проблемы с программным обеспечением, как регулируются вопросы, связанные с авторским правом и т.д. Лучше, если пользователь сразу будет знать, каковы его действия и действия компании в случае возникновения подобных ситуаций.
правовая природа (публичная оферта с неограниченным кругом лиц), представители сервиса (администрация), предмет соглашения, условия, при которых соглашение считается заключенным (например, после регистрации);
какие данные пользователь должен предоставить, как проверяется их валидность, нужно ли подтверждение регистрации через e-mail или SMS;
функциональность разделов, компонентов программы, принципы работы;
обязательно упомянуть про необходимость соблюдения действующего законодательства, можно установить запрет на нарушения прав третьих лиц, прописать просьбу сообщать администрации о выявленных нарушениях. Также необходимо выписать ответственность сторон, к примеру, если пользователям разрешается размещать свой контент, нужна приписка о том, что они сами несут ответственность за выкладываемую информацию и риски, связанные с ней;
в соглашении должна предусматриваться возможность администрации удалять контент, блокировать учётные записи на определенный период или постоянно, изменять условия соглашения (с обязательным информированием пользователей), функционал ресурса и т.д.;
прописать, что сайт и его содержимое являются объектами авторского права, указать лицензии, под которыми распространяется контент сайта (даже если это свободные лицензии), а также право администрации и других пользователи на использование пользовательского контента, если это предусмотрено моделью работы ресурса;
если при регистрации аккаунта или использовании сервиса собираются личные данные, они должны быть защищены согласно законодательства, и это прямо указывается в пользовательском соглашении. Также здесь нужно прописать, что личные данные могут быть раскрыты по запросу правоохранительных органов или по судебному решению;
процедура подачи претензий и ответа на них, механизм компенсации, обмена или возврата товаров и услуг, возможность обращения в суд.
При составлении документа нужно руководствоваться особенностями ресурса. Так, пользовательское соглашение для интернет-магазина будет сильно отличаться от социальной сети, онлайн-энциклопедии или приложения для изучения иностранных языков.
Получите консультацию юриста: +7 (495) 565 32 87
Пользовательское соглашение, если составлено и заключено между сторонами по всем правилам, с юридической точки зрения является договором, а значит, за нарушения его положений предусматриваются санкции. В зависимости от характера нарушений, типа продукта, особенностей соглашения, пользователи могут подвергнуться таким санкциям:
приостановка, блокировка или удаление аккаунта;
понижение статуса;
отключение части функционала;
приостановка или отзыва лицензии на право использования продукта;
судебные иски с требованием возмещения ущерба, вызванного действиями пользователя.
Хорошим тоном считается предварительное уведомление пользователя о нарушении, и только если предупреждение не возымело действия, за ним следуют соответствующие санкции.
Пользовательское соглашение – важный документ, который регламентирует отношения между владельцем ресурса и его пользователями, или между лицензиаром и лицензиатами.
Правильно составленный договор позволяет минимизировать риски, защитить интеллектуальную собственность, установить права и ответственность сторон, предусмотреть механизмы разрешения споров и упростить использование сервисов.