Вопрос и простой, и сложный одновременно. Чтобы ответить на него, нужно начать с того, какой контент бывает, какая информация подлежит защите в соответствии с законодательством в сфере авторских правах и в чем особенности ее защиты в интернете.
Под контентом в настоящей статье мы подразумеваем информацию в любом формате, которая размещается в интернете и воспринимается человеком. Как правило, это текст, рисунок, фото, аудио, видео, инфографика. Можно пофантазировать и придумать что-то еще, но все же эти шесть – основные форматы.
Требование только одно: такой объект должен быть создан в результате творческого труда. Однако, что такое творческий труд – ни действующие законы, ни суды не разъясняют. Вероятно, это и невозможно, поскольку творчество – понятие философское, а значит, лишенное конкретики (совершенно необходимой, когда речь заходит о применении юридических норм).
Зато в законе предусмотрено другое правило: произведение считается созданным в результате творческого труда, пока не доказано обратное. Исходя из того факта, что доказать отсутствие творческого элемента в создании контента так же непросто, как и его наличие, получаем логический вывод: любой контент, созданный человеком, охраняется авторским правом.
Здесь важно отметить, что судебная защита авторского права не зависит от достоинства самого контента. То есть ни новизна, ни оригинальность, ни художественная ценность, ни другие признаки, характеризующие качество, в расчет не принимаются. Контент будет охраняться в любом случае.
Гражданский кодекс РФ, а именно ст. 1259, содержит перечень объектов авторских прав. Главный критерий – принадлежность объекта к определенному жанру. Выделяют литературные, сценарные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, дизайна и т. д. Еще географические карты, планы, эскизы и, конечно, компьютерные программы.
В указанной статье использован стандартный юридический прием: в конце перечня содержится фраза «и другие произведения». Это означает, что перечень не является закрытым, т. е. к объектам авторских прав может быть отнесен любой контент, созданный творческим гением. И совсем не обязательно претендовать на шедевр.
Производные произведения (т. е. созданные в результате переработки) и составные (результат труда по подбору и расположению оригинальных произведений) также обеспечиваются защитой авторских прав.
Идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах – все это не защищено законом об авторских правах. Нетрудно догадаться, что речь идет о нематериальных сущностях. Но если, например, идея авторским правом не охраняется, то облеченная в форму контента, она становится произведением, подлежащим защите авторским правом.
Объектами авторских прав не являются:
В первую очередь автору, творческим трудом которого создан контент. Он первичный приобретатель исключительного права.
Исключительное право возникает у автора в момент создания его произведения и не требует государственной регистрации или иного подтверждения.
Даже регистрация исключительных прав на компьютерные программы, которые, как мы упоминали выше, относятся к объектам авторских прав, не является обязательной и осуществляется по желанию правообладателя. Не говоря уже о текстовом или графическом контенте, который становится собственностью автора, как только выходит «из-под пера».
Автор может передать свои права на основании договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора, трудового договора, договора об авторском заказе и т. д. Эта очень большая и важная тема, которая требует отдельного разговора.
Если автор работает в компании и создаёт контент в рамках трудовых отношения, права на это контент принадлежит его работодателю. Но при этом важно оформить эти отношения и прописать переход прав на контент. Без выполнения таких мероприятий работодатель не сможет доказать свои права на контент, созданный его работником.
Защита авторских прав распространяется практически на любой контент в интернете (исключения мы привели). Даже если автор или другой правообладатель неизвестен. И даже если кажется, что сам контент ничего особенного из себя не представляет и создан при минимальном количестве творческих усилий.
Следовательно, есть только один приемлемый вариант для размещения чужого контента: получение в той или иной форме согласия автора (если исключительное право принадлежит ему) или другого правообладателя (если автор передал исключительное право). В ином случае правообладатель может начать судебные процедуры для того, чтобы защитить свои авторские или смежные права в интернете. Нарушителю придется понести ответственность и связанные с ответственностью неблагоприятные последствия.
О том, что мы умеем в этой области, смотрите здесь