Есть мнение, что регистрация авторских прав на программное обеспечение является не более чем профанацией. Очень расхожая точка зрения, впрочем, не лишенная своей логики. Другие уверены, что государство таким образом подтверждает исключительные права, не говоря уже о массе других плюсов. Кто прав? Давайте разберемся.
В России государственная регистрация прав на программные продукты не является обязательной. В п. 1 ст. 1262 Гражданского кодекса РФ указано, что «правообладатель может по своему желанию зарегистрировать свою программу или базу данных в уполномоченном органе». Орган этот называется Роспатентом.
Здесь мы не одиноки. В Соединенных Штатах требований к обязательной регистрации прав на компьютерные программы также нет. Как и у нас, там можно добровольно заявить свои права путем депонирования материалов в библиотеке Конгресса США. Но если этого не сделать, ничего особенного не случится, — правообладатель останется со своими правами.
Аналогично обстоит дело в Европейском союзе. Права на программные продукты охраняются независимо от того, зарегистрированы они или нет. На этот счет Советом ЕС выпущена Директива «О правовой охране компьютерных программ».
Может показаться странным, но сам подход начал складываться еще в XIX веке, когда компьютеров не было и в помине.
9 сентября 1886 года была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (Россия присоединилась к этой конвенции только в 1994 году). Под литературными и художественными произведениями понималась любая продукция литературы, науки или искусства независимо от формы и способа выражения. При этом авторское право на созданное произведение возникало по факту его написания. Конвенция исключала необходимость фиксации факта возникновения права. Автор произведения считался таковым с момента создания этого произведения и имел право требовать охраны своего права, пока не доказано обратное.
По мере появления компьютеров и создания для них программного обеспечения возникла необходимость в правовом регулировании программ как объектов гражданских прав. Впервые соответствующие изменения появились в законодательстве США. На программы, как и на литературные и художественные произведения, начали распространяться нормы авторского права.
Это значит, что, как и положено по Бернской конвенции, право автора на компьютерную программу возникает с момента ее создания и не привязано к государственной регистрации.
Здесь важно сделать небольшое отступление.
Что было бы, если…
Наряду с авторским правом существует также право патентное. Строго говоря, на компьютерные программы в свое время вместо режима авторского права могли распространить режим патентного права. Более того, и в настоящее время существуют сторонники того, что регулирование компьютерных программ должно осуществляться в рамках патентного права.
В патентном праве мало создать изобретение, полезную модель или промышленный образец. Нужно еще получить патент. А для этого необходимо, чтобы созданный объект отвечал условиям патентоспособности. Например, для изобретения условиями его патентоспособности являются новизна, определенный изобретательский уровень и промышленная применимость. Если изобретение не отвечает хотя бы одному критерию, изобретатель не получит патент, а значит, не сможет требовать охраны прав на свое изобретение.
Если бы компьютерные программы регулировались патентным правом, разработчику потребовалось бы доказывать патентоспособность своего программного продукта. Затем получить патент, и только после этого он мог бы с гордостью именоваться правообладателем прав на компьютерную программу.
Дальше
Итак, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, права на созданную компьютерную программу возникают у автора с момента ее создания. Государственная регистрация носит добровольный характер и отражает только то, что правообладатель обращался в Роспатент и предоставил необходимый комплект документов. Не лишним будет еще раз подчеркнуть: проверка Роспатента носит формальный характер и не устанавливает новизну и уникальность компьютерной программы.
А есть случаи, когда обращаться в Роспатент обязательно? Да. Если исключительное право на программу уже зарегистрировано в Роспатенте, то дальнейший переход исключительного права требует государственной регистрации такого перехода. А если этого не сделать, переход считается несостоявшимся.
Что имеем?
Государственная регистрация исключительных прав на программное обеспечение не дает стопроцентную защиту правообладателю и не гарантирует, что права не будут оспорены в дальнейшем. Роспатент не устанавливает возникновение права на программу. Выдавая свидетельство о регистрации (в отличие от выдачи патента), Роспатент подтверждает факт обращения и выполнения заявителем формальных требований.
Разумеется, да. Регистрация программы в Роспатенте уж точно не будет лишней. Минусов нет, а вот плюсов более чем достаточно.
Государственную пошлину едва ли можно назвать существенным препятствием (4500 руб. для организации и 3000 руб. для физического лица), а вот цены на услуги юристов могут отличаться. Впрочем, качество тоже.
Какие же плюсы:
Таким образом, несмотря на то, что регистрация прав на компьютерную программу не является обязательной и не носит правоустанавливающий характер, сделать это просто необходимо, так как количество выгод и снятых рисков существенно перевешивает произведенные затраты.
Подробнее о процедуре регистрации в Роспатенте можно почитать здесь.
Удачи!