Всё вокруг чем-то регулируется, и деятельность интернет-магазинов не исключение. Итак, в нашем случае у нас три основных документа: Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей» и Правила продажи товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612)
От этих документов и будем отталкиваться.
Оферта, которая размещается на сайте интернет-магазина, является публичной. Если обычная оферта – это предложение одного лица другому лицу заключить договор на определенных условиях, то публичная оферта – предложение лица заключить договор с любым, кто обратится.
Размещая публичную оферту, нельзя отказаться от продажи товара/ услуги тому или иному потребителю. Возможно это не так насущно, но лучше знать это заранее.
Публичная оферта очень сильно отличается от рекламы. Здесь уместно дать полное определение:
реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (Федеральный закон «О рекламе»).
Другими словами, если публичная оферта представляет собой намерение вступить в сделку, в том числе продать товар или услугу по определенной цене, то реклама представляет собой способ привлечения внимания, поддержание интереса или продвижение продукта. И никаких обязательств. Именно поэтому очень часто рекламодатели добавляют в конце рекламного ролика или объявления слова «не является офертой».
Вот причины:
Во-первых, в интересах самого интернет-магазина довести до сведения потребителей условия, на которых реализуется товар или оказывается услуга. Но, кроме того, сделать это подсказывает и Закон «О защите прав потребителей»:
«Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора».
Во-вторых, требование о необходимости заключить договор проистекает из других статей этого закона:
В-третьих, (и это самое важное!) размещение публичной оферты несет в себе возможность для продавца устранить некоторые риски и притянуть условия в свою сторону.
Дело в том, что даже такой «жёсткий» закон как Закон о защите прав потребителей содержит так называемые диспозитивные нормы. Что это такое?
Если кратко, то существует два вида норм – императивные и диспозитивные. Императивные нормы предписывают поступать так и никак иначе. Обойти их невозможно, поскольку они действуют независимо от того, что написано в договоре. Диспозитивные нормы содержат в себе определенные правила или алгоритмы, которые будут действовать при условии, если иное стороны не предусмотрели в своем договоре, то есть работают по умолчанию.
Закон о защите прав потребителей содержит преимущественно императивные нормы, но есть и исключения, на которые имеет смысл обратить внимание. Простой пример:
«Если срок устранения недостатков товара не определён в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней».
Разница налицо: если, письменного договора нет, недостатки устраняются незамедлительно, а если договор есть, можно устранять через сорок пять дней. Одно лишь это обстоятельство можно считать веской причиной для того, чтобы подойти к вопросу составления публичной оферты максимально ответственно.
Очень важно предусмотреть в публичной оферте момент, с которого договор считается заключенным.
Неправильно: с момента получения покупателем товарного или кассового чека. В этом случае до получения чека между вами и покупателем отсутствует юридическая связь. В случае дальнейшего спора все действия продавца и покупателя не подпадают под договор, который превратился из публичной оферты только в тот момент, когда потребитель получил чек.
Правильно: с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, т.е. когда потребитель щелкнул по кнопке «оформить заказ».
Публичную оферту необходимо подготовить максимально подробно. Вот основные условия, которые должны быть в ней зафиксированы:
В качестве усиления лояльности покупателей можно добавить в оферту такие условия:
«вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу покупателя вследствие недостатков товара, продавец обязуется возместить в полном объеме» или
«покупатель вправе вернуть товар без объяснения причин в течение 7 дней».
Эти нормы являются императивными и работают на потребителя вне зависимости от того, включим мы их в оферту или нет.
Однако, здесь нужно проявить осторожность, так как не все покупатели одинаково хорошие. На некоторых это может произвести прямо противоположный эффект.
Удачи!
Если вам нужно составить качественную оферту, звоните. Мы обязательно поможем!