В современном мире правят информационные технологии. Для развитых государств сегодня характерны инновации и технологические прорывы. Именно они определяют успех или неудачу экономики в целом. Разумеется, наша страна не может остаться в стороне от этого процесса. С этой целью разрабатываются программы и устанавливаются налоговые льготы для IT-компаний. Об этом и пойдет речь дальше.
Льгота по освобождению от уплаты НДС широко известна в узких кругах. Поэтому здесь кратко: в силу пп. 26 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также прав на их использование на основании лицензионных договоров.
Необходимо только отметить, что, если неисключительные права реализуются наряду с оборудованием, для них целесообразно сделать отдельный лицензионный договор с указанием цены без НДС. Другие варианты чреваты переплатой налога или доначислениями со стороны налогового органа.
Все знают, что налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 %. Однако не все в курсе, что 18 % из них зачисляются в региональные бюджеты, а руководство регионов, в свою очередь, вправе понизить этот размер (но не ниже 13,5 %), приняв закон на соответствующем уровне.
На сегодняшний день ставка 15,5 % по налогу на прибыль для IT- компаний действует в Новосибирской, Пензенской, Ульяновской и Челябинской областях.
В данный момент сумма страховых взносов по общему правилу составляет 30 % от выплат по трудовым и гражданско-правовым (услуги, подряд, авторский заказ) договорам. Однако в соответствии со ст. 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского образования», для IT-компаний действуют льготы: эти взносы обходятся им в 14 %.
Льгота была установлена со сроком действия до 2018 г., после чего планировался постепенный рост размера взносов. На данный момент принято решение продлить эту льготу на неопределенный срок.
Чтобы IT-компании могли воспользоваться этими налоговыми льготами, необходимо соблюдение следующих критериев:
Включение этого раздела в настоящую статью не является бесспорным. Дело в том, что закон принимался под эгидой уравнивания в правах российских и иностранных компаний, оказывающих услуги и продающих программное обеспечение в России через Интернет. В пользу принятия закона называлось то, что иностранные компании необоснованно освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, в то время как российским компаниям этот налог приходится платить.
Часть российских компаний возражали, ссылаясь на то, что иностранные Интернет-ресурсы просто поднимут цены на 18 % и таким образом бремя несения дополнительных расходов ляжет на потребителей. Кроме того, немалая доля российского программного обеспечения реализуется в России через эти иностранные интернет-ресурсы, а это означает дополнительную нагрузку для российских правообладателей. Как бы то ни было, закон был принят.
Собственно, «законом на Гугл» является Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Наряду с вопросами процедур налогового администрирования в законе приводится перечень услуг, оказываемых иностранными компаниями посредством Интернета, на которые распространяется действие закона. Это важно, поэтому имеет смысл привести данный список полностью:
В то же время под действие закона не подпадают следующие услуги:
Данные меры государственной поддержки, вызвавшие немало споров среди экспертов и игроков рынка, как нельзя лучше укладываются в тему настоящей статьи.
Соответствующий закон вступил в силу с 01.01.2016 г. и имеет следующее название ‒ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Если кратко, то, во-первых, законом предусматривается ведение реестра отечественного программного обеспечения, а во-вторых – устанавливается запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг для целей осуществления государственных и муниципальных закупок. В качестве альтернативы устанавливается необходимость обосновать невозможность соблюдения запрета.
Во исполнение закона Правительством Российской Федерации разработаны Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных и Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
ПРОЕКТЫ
В начале октября 2016 г. в Государственную Думу внесены два законопроекта, направленные на предоставление преференций российским компаниям – поставщикам программного обеспечения, созданного на базе свободного программного обеспечения. Законопроектом вводится понятие проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения, а государственному и муниципальному заказчику ставится в обязанность обосновать необходимость приобретения иностранного проприетарного программного обеспечения в ущерб свободному программному обеспечению от российского производителя.