наверх

Как правильно купить лицензию на ПО?

mess

Надо сказать, что, заключая лицензионный договор на то или иное программное обеспечение, заказчик (то есть лицензиат, покупатель) очень рискует. Причем даже, если заказчик очень крупный, а разработчик софта представляет собой небольшой коллектив программистов.

Заключили договор. Цена есть. Условия использования описали очень точно и подробно, в общем, как нужно. Лицензия бессрочная, то есть передана на срок действия исключительных прав. И все остальное тоже прописали. Что еще?

Вопрос со сроком и есть то, чему нужно уделить особое внимание.

Может сложиться впечатление, что бессрочная лицензия гарантирует бессрочное использование, но это не так. Всё меняется, ПО устаревает. Если заказчик два года назад купил ПО, сейчас оно явно устарело. Без модификации-то.

Юридически конечно можно и дальше его использовать. Но по факту – нужно развиваться. Кому нужен Windows 95 сейчас?

Ключевой момент поэтому – модификация. Или обновление. Или модернизация. Или доработка. Или переработка. Слов много, смысл — один, речь идет об улучшении ПО. И вот здесь, внимание.

В чем риск заказчика при покупке лицензии на программу?

В том, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни судебная практика не смогут помочь с ответом на вопрос о том, где проходит граница между новым ПО и модернизированным ПО. Где заканчивается улучшение и возникает совершенно новый продукт. Сколько должно быть нового в продукте (50%, 80%, 99% …), чтобы ПО можно было считать новым.

Например, заключают заказчик и разработчик лицензионный договор. Заказчик: «Хочу купить у вас лицензию на бессрочной основе, но только, нужно, чтобы вы его обновляли периодически». Разработчик: «Хорошо, будем обновлять, цена такая-то». По рукам ударили, лицензионный договор со всеми описаниями и приложениями на 50 листах подписали.

Что делать, если разработчик недобросовестный и возникли проблемы с лицензией на программу?

Проходит время. Разработчик периодически делает обновления, но в один прекрасный момент понимает, что у него уже настолько замечательный продукт, что платежи можно и увеличить. К тому же преобразилось ПО уже настолько, что совсем не похоже оно на первоначальный вариант. В общем, новый продукт совсем.

nobody home

И называет он следующую модификацию не ALFA 2.1.4, а, например, OMEGA 1.0. И начинает уже дорабатывать этот, как бы новый продукт. Но заказчик покупал ALFA, на OMEGA у него прав и нет никаких. Хочешь OMEGA 1.0. – покупай новую лицензию. А старой лицензией, пожалуйста, можно пользоваться – она ведь бессрочная.

Как быть?

  1. Включить в лицензионный договор обязательство разработчика обновлять ПО. Условия обновления и периодичность расписать очень подробно.
  2. Включить в лицензионный договор условие о том, что, если разработчик выпустит новый продукт с аналогичным функционалом, заказчик (лицензиат, покупатель) вправе использовать этот новый продукт и при этом не доплачивать.
  3. Включить в лицензионный договор право заказчика на модификацию ПО. В этом случае он сам сможет улучшать ПО либо привлекать для этого третьих лиц. Такое бывает редко, но случается.
  4. Заключить с разработчиком отдельный договор на оказание услуг по расширению функциональности. С приложением технического задания. С планом-графиком расширения и обновления ПО.

Эти действия позволят иметь модернизированное и расширенное ПО, приобретенное на условиях бессрочной лицензии. Даже по прошествии времени.

Вывод

Нужно очень хорошо подумать перед покупкой бессрочной лицензии, особенно когда речь идет о стратегическом проекте. И не только над словом «бессрочно», но и над дальнейшей технической поддержкой программного продукта.

P.S. Для разработчиков, кстати, это один из инструментов на тему: как можно держать заказчика в тонусе. Если по деньгам, например, есть разногласия или акты не подписывает и т.п.

Удачи!

Напишите нам и наши специалисты обязательно с Вами свяжутся!
Согласие на обработку персональных данных

Контактные данные
не будут переданы третьим лицам

Спасибо за заявку! Мы обязательно с Вами свяжемся.
Спасибо за вопрос! Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять