Взыскание задолженности

Каждая организация в процессе осуществления хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью поиска партнеров, заключения договоров и, соответственно, ведением расчетов с поставщиками и покупателями, налоговыми органами, банковскими структурами, собственными сотрудниками и прочими дебиторами.

В идеальном варианте предполагается, что все переводы денежных средств между контрагентами производятся в точно установленные и оговоренные документами сроки. Если же эта схема нарушается и с чьей-либо стороны не выплачивается сумма полностью, возникает дебиторская задолженность, которая сразу же становится неотъемлемой частью бухгалтерского баланса. К ней относятся все просроченные и непросроченные долги различных организаций, работников и иных физических лиц перед вашим предприятием.

Таким образом, дебиторская задолженность — термин из области финансов, а не юриспруденции. Но если не уделять достаточное количество ресурсов и внимания организации работы с дебиторской задолженностью, проблемы перейдут уже в правовую сферу.

Что же происходит, если ситуация усугубляется?

КассаПостоянно увеличивающийся размер дебиторской задолженности приводит к невозможности адекватного планирования денежных потоков компании. Возникает так называемый кассовый разрыв — временный недостаток средств, вызванный неравномерностью поступления денежных средств. Вы оказываетесь в ситуации, когда сроки притока финансов не совпадают со сроками, в которые следует погашать текущие обязательства.

Несбалансированность бюджета приводит к срывам сроков договоров, невыполнению вашей компанией обязательств перед поставщиками и партнерами. Бизнес терпит серьезные потери. Но главное — рушится ваша репутация, нарабатываемая многими месяцами, а то и годами!

Важно понимать, что в основе усугубляющейся проблемной ситуации, грозящей обернуться гибелью бизнеса, по-прежнему лежит дебиторская задолженность — то есть недобросовестность ваших дебиторов. Для многих компаний она становится острой и наиболее актуальной проблемой. Поэтому необходимо иметь четко продуманную систему организации работы с дебиторской задолженностью.

Организация работы с дебиторской задолженностью

Эффективная работа с задолженностью заключается прежде всего в планировании основных направлений этой работы и грамотном управлении долговыми обязательствами, потому что любую проблему все же лучше предупреждать, нежели решать.

Обязательный минимум действий руководителя компании или ответственного лица — тщательное отслеживание всех финансовых потоков, чтобы о возникшей просроченной задолженности стало известно в кратчайшие сроки.

Не менее важно изначально составить грамотный договор с указанием всех последствий в случае неуплаты, тогда вы будете иметь основания для давления на должника.

Проблема уже возникла? Организация взыскания дебиторской задолженности включает две стадии: досудебную (добровольный, претензионный порядок взыскания) и судебную (принудительный порядок).

1. Претензионный порядок взыскания дебиторской задолженности

претензияПретензионный порядок взыскания заключается в поиске сторонами мирного урегулирования конфликтной ситуации. Иными словами, предполагается, что неплательщиком добровольно погашается долг.

В бизнес-среде бытует мнение, что добиться погашения задолженности таким путем невозможно. Но это убеждение неверно: практика показывает, что при комплексном, а главное, грамотном с юридической точки зрения подходе к работе по взысканию дебиторской задолженности досудебный порядок взыскания позволяет оказать необходимое давление на должника и получить от него расчет.

Претензионный порядок взыскания дебиторской задолженности включает три этапа:

  1. Напоминание 
    Сразу после выявления просрочки можно связаться с контрагентом по телефону и уточнить причину отсутствия платежа. Затем следует направить уже письменные напоминания строго делового содержания, что по определенному договору присутствует задолженность в таком-то размере. Каждый раз следует просить совершить выплату до определенного числа и указывать реквизиты расчетного счета.
  1. Претензия.
    Основная часть процедуры взыскания задолженности в досудебном порядке.

Что писать в претензии?

  1. Основания возникновения задолженности. Какие договорные условия были нарушены — по пунктам.
  2. Сумма задолженности. Хорошо, если, помимо указания итоговой суммы, вы приложите подробный расчет задолженности.
  3. Сроки погашения задолженности. Время, отведенное должнику для выполнения обязательств, должно быть четко указано и желательно аргументировано соответствующими пунктами существующего договора.
  4. Штрафные санкции. Меры, которые будут приняты в отношении неплательщика, если тот в оговоренный срок не выполнит свои обязательства.

Как оформить претензию?

Претензия — это юридический документ. Оформляется он на фирменном бланке компании с подписью руководителя и проставлением печати для документов. Отсылки к различным нормам и законам не являются обязательным условием при оформлении досудебной претензии, но добавляют документу «веса» и серьезности.

Важно! Направляйте претензию только заказным письмом с уведомлением о вручении. В крайнем случае — передавайте с курьером вашей компании, который вручит документ под роспись лично в руки адресату.

  1. Уведомление о передачи дела в суд. Важно уведомить должника о ваших планах направления искового заявления. Это действенный метод, который часто приводит к тому, что необходимость реальной подачи бумаг в суд отпадает: угроза возможного привлечения к ответственности через суд заставляет неплательщика выйти на связь и начать искать ресурсы для погашения долга.

Главное — действовать строго в рамках действующего законодательства. Не угрожайте должнику, а тем более не пытайтесь его шантажировать.

Алексей Сулин
Нужна консультация юриста по взысканию задолженности?

Звоните: +7 (495) 565 32 87

2. Принудительный порядок взыскания дебиторской задолженности

судебный порядок

На практике добиться добровольных выплат удается далеко не всегда. Тогда остается только вариант судебного взыскания дебиторской задолженности, то есть в принудительном порядке.

Важно знать, что к судебным мероприятиям можно переходить только после обязательного соблюдения досудебного порядка взыскания.

Этапы принудительного взыскания задолженности:

  1. Составление и подача искового заявления.
    Исковое заявление будет принято к производству, только если оно оформлено юридически грамотно и правильно. Поэтому разумно заручиться поддержкой квалифицированного юриста. К иску необходимо приложить все имеющиеся доказательства и документы.
  2. Судебные разбирательства.
    Оппоненты представляют в суде доказательные материалы, излагают позицию и выдвигают требования.
  3. Получение и исполнение судебного решения о взыскании долга.
    По результатам судебного разбирательства суд выносит решение о взыскании долга, которое (если не обжалуется в апелляционной инстанции) вступает в силу по истечении одного месяца и передается на исполнение судебным приставам-исполнителям.

Важно: Только после вступления решения суда в силу наступает период взыскания средств с неплательщика.

Как избежать проблем с дебиторской задолженностью?

избежать проблем с дебиторской задолженностьюРабота с дебиторской задолженностью должна носить комплексный характер. Руководителю организации следует лично контролировать и своевременно нивелировать все потенциальные риски возникновения дебиторской задолженности.

Следуйте нескольким простым правилам, и вы сможете свести риски к минимуму:

 

  • Работайте по предоплате

    Очевидный и всегда действенный способ предупредить срывы сроков оплаты — брать деньги вперед, то есть до начала выполнения работы. Если потенциальный клиент или партнер отказывается даже от уплаты части аванса, то, возможно, он вообще не платежеспособен.

  • Держите тесный контакт с клиентом.

    Так у вас всегда будет оперативная и достоверная информация о сроках погашения принятых обязательств дебиторами. А главное, вы будете в курсе их реальной бизнес-ситуации, что позволит вовремя скорректировать условия контрактов, которые еще только готовятся к подписанию.

  • Проверяйте кредитную историю новых клиентов.

    Всегда доверяйте только фактам, а не словам. Если у «молодой и активно развивающейся компании», с которой вы планируете сотрудничество, есть непогашенные долги, лучше отказаться от подписания контракта.

Конечно, никакие превентивные меры не позволят вам на 100% защититься от возникновения просроченной дебиторской задолженности, особенно в условиях кризиса. Поэтому организация работы с дебиторской задолженностью должна быть обязательным пунктом в перспективном финансовом планировании.

Заключение

Дебиторская задолженность — неотъемлемый инструмент бизнеса, который не становится проблемой для предприятия при грамотно выстроенной работе ответственных сотрудников. Тем не менее даже один недобросовестный контрагент, систематически не исполняющий обязательства по договору, может нарушить финансовую сбалансированность и устойчивость предприятия. Вы, как руководитель, должны быть готовы к подобной ситуации и иметь структурированный и проработанный план организации взыскания дебиторской задолженности.

Читайте также:

Напишите нам и наши специалисты обязательно с Вами свяжутся!

Контактные данные
не будут переданы третьим лицам

Спасибо за заявку! Мы обязательно с Вами свяжемся.
Спасибо за вопрос! Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять