Налоговые вопросы интернет-бизнеса

Налоговые вопросы интернет-бизнесаЛюбой бизнес, в том числе и интернет-проекты, должен платить налоги в установленном законодательством порядке. Тем не менее, у онлайн-магазинов есть свои особенности работы, которые серьезно отличаются от традиционных торговых компаний.

Как же правильно организовать в интернет-магазине налоговый и бухгалтерский учет, чтобы соблюсти все требования и не допустить штрафных санкций? Какие документы понадобятся, как оформляется отчетность?

Разберемся с этим в данной статье.

Налоговый учет интернет-сервисов и интернет-магазинов: что нужно знать?

Налоговый учет интернет-магазина зависит от выбранной системы налогообложения. Наиболее популярными сегодня являются две системы:

  • Упрощённая, или УСН

    наиболее простая, подходит для небольших магазинов с малым оборотом. Имеет два варианта – 6% от общего дохода (суммы средств, которые поступили на расчетный счет организации за отчетный период) и 15% от дохода за вычетом расходов. Второй вариант несколько сложнее, поскольку не все можно причислить к учитываемым расходам, и если занизить облагаемую налогом сумму, это приведет к налоговым претензиям

  • Общая, или ОСН

    полный бухгалтерский учет и уплата всех налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН). Подходит крупным интернет-сервисам с большим оборотом, которые могут позволить себе отдельного бухгалтера для ведения всех операций

Раньше можно было использовать также систему ЕНВД (единый налог на внедряемый доход), но не так давно действие такого подхода ограничили только розничными магазинами со стационарной торговой сетью, к которым онлайн-магазины не относятся. Впрочем, если у интернет-магазина уже есть своя розничная сеть магазинов, ЕНВД может применяться.

Поскольку большинство магазинов работают по системе УСН, нужно внести определенную ясность: какой вариант предпочесть – 6% от дохода или 15% от «дохода минус расходы», и что может учитываться как расходы в деятельности компании. Итак, если расходы составляют от 60% и выше от суммарного дохода, логично предпочесть ставку 15%, в остальных случаях оптимальным вариантом будет 6% налог.

К расходам относятся следующие траты:

  • Закупка товаров у поставщиков

  • Разработка и поддержка сайта, но только в том случае, если есть подтвержденные права на ресурс (патент, свидетельство, договор на создание программы для ЭВМ и т.д.), и заключен договор на техническое обслуживание

  • Хостинг, доменное имя, услуги по защите информации

  • Реклама, раскрутка, другие информационные услуги

  • Доставка – в том случае, если нет отдельного договора с курьерской службой, и логистические услуги включены в стоимость товара

  • Другие услуги – абонентская плата агрегатору платежей, грузчикам, курьерской службе (если они работают не на процент от стоимости доставленного товара) и т.д.

Важно, что для включения расходов в налоговую отчетность каждая операция должна быть подтверждена первичными документами – накладной, чеком, актом приема-передачи, выполненных работ или другим, разрешенным законодательством.

Как правильно оформлять документы для налогового и бухгалтерского учета?

Для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, в том числе и для магазинов на УСН, отдельный бухгалтерский учет можно и не вести – достаточно учитывать с помощью специального ПО или в письменном виде (книга учета доходов и расходов) все доходы и расходы и иметь первичные документы, подтверждающие эти транзакции.

Раз в год в налоговую по месту регистрации подается декларация стандартного образца с указанием размера доходов, расходов, уплаченных налогов за учётный период. Подача отчетности возможна как в печатном виде по почте, так и в электронном через интернет. Для подготовки и подачи налоговой декларации рекомендуется использовать специальные программы или доверить этот вопрос профессиональному бухгалтеру-аутсорсеру.

Если в штате магазина есть наемные работники, то кроме налоговой декларации, подаются также следующие документы:

  • форма 2-НДФЛ (справка о доходах физических лиц), данные о количестве сотрудников – ежегодно;
  • расчет 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам (в налоговую), 4-ФСС (фонд соцстрахования) – раз в квартал;
  • форма СЗВ-М (в пенсионный фонд) – ежемесячно.

Как видно, даже один наемный работник серьезно увеличивает количество и частоту документов, которые необходимо подавать в государственные органы, потому многие интернет-магазины предпочитают пользоваться услугами специалистов на основании договоров аутсорсинга и других моделей, которые не предусматривают полного оформления.

Такой подход не является нарушением законодательства и вполне приемлем, особенно для небольших магазинов с малым оборотом.

Какие документы выдаются покупателям?

  • Накладная

    (в иностранных магазинах чаще используется ее аналог – инвойс) – оформляется в свободной форме, обязательная информация – это наименование продавца и покупателя, список товаров, их количество цена и общая сумма, скидки (если применялись). Можно указать также форму оплаты, контактные данные магазина, способ доставки и другую служебную информацию. Накладная может быть как в отпечатанной, так и в электронной форме – законодательство разрешает оба варианта. На практике электронный инвойс обычно используется для цифровых товаров (музыка, фильмы, ПО и т.д., а твердые копии – для обычных товаров

  • Кассовый чек

    необходим только в тех случаях, если магазин принимает наличные деньги (не важно, напрямую или через курьерскую службу). Согласно законодательству, чек должен быть выбит не позже, чем за 5 минут после совершения покупки. Таким образом, практика доставки товара вместе с чеком некорректная, лучше использовать мобильные кассовые аппараты или терминалы, совмещенные с ККМ. Если же покупка оплачена безналичным расчетом, кассовый чек не является обязательным, его можно заменить товарным чеком, счетом-фактурой или другим аналогичным документом

Что делать, если возникает налоговый спор?

Налоговые споры могут возникнуть у любой компании, которая платит налоги, и интернет-магазин – не исключение. Причины могут быть разные – проверка выявила налоговые нарушения, неправильно определена сумма доходов и расходов, учет товаров ведется с ошибками и т.д.

Если возникла подобная ситуация, лучше всего обратиться за помощью к профессионалу – юристу в сфере IT. Он поможет разрешить налоговый спор в досудебном или судебном порядке, снизить размер штрафа или вообще добиться его отмены.

Кроме того, заблаговременное обращение к юристу серьезно снизит вероятность налоговых нарушений в будущем.

Заключение

Налогообложение и бухгалтерский учет для интернет-магазинов имеет свои особенности, которые обязательно необходимо учитывать в хозяйственной деятельности. Наиболее часто используется упрощенная система налогообложения, которая позволяет минимизировать количество документов, необходимых для деятельности компании.

Как и в случае других предприятий, интернет-сервисы могут сталкиваться с налоговыми спорами. В этом случае лучше обратиться за помощью к юристу в сфере IT.

Читайте также:

Напишите нам и наши специалисты обязательно с Вами свяжутся!

Контактные данные
не будут переданы третьим лицам

Спасибо за заявку! Мы обязательно с Вами свяжемся.
Спасибо за вопрос! Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять