Краткий гид: как государство поддерживает IT- компании?

В современном мире правят информационные технологии. Для развитых государств сегодня характерны инновации и технологические прорывы. Именно они определяют успех или неудачу экономики в целом. Разумеется, наша страна не может остаться в стороне от этого процесса. С этой целью разрабатываются программы и устанавливаются налоговые льготы для IT-компаний. Об этом и пойдет речь дальше.

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Льгота по освобождению от уплаты НДС широко известна в узких кругах. Поэтому здесь кратко: в силу пп. 26 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также прав на их использование на основании лицензионных договоров.

Необходимо только отметить, что, если неисключительные права реализуются наряду с оборудованием, для них целесообразно сделать отдельный лицензионный договор с указанием цены без НДС. Другие варианты чреваты переплатой налога или доначислениями со стороны налогового органа.

IT-компании: налоговые льготы

IT-компании имеют возможность снизить налоговое бремя

2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Все знают, что налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 %. Однако не все в курсе, что 18 % из них зачисляются в региональные бюджеты, а руководство регионов, в свою очередь, вправе понизить этот размер (но не ниже 13,5 %), приняв закон на соответствующем уровне.

На сегодняшний день ставка 15,5 % по налогу на прибыль для IT- компаний действует в Новосибирской, Пензенской, Ульяновской и Челябинской областях.

3. ЛЬГОТЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

В данный момент сумма страховых взносов по общему правилу составляет 30 % от выплат по трудовым и гражданско-правовым (услуги, подряд, авторский заказ) договорам. Однако в соответствии со ст. 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского образования», для IT-компаний действуют льготы: эти взносы обходятся им в 14 %.

Льгота была установлена со сроком действия до 2018 г., после чего планировался постепенный рост размера взносов. На данный момент принято решение продлить эту льготу на неопределенный срок.

Чтобы IT-компании могли воспользоваться этими налоговыми льготами, необходимо соблюдение следующих критериев:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных составляет не менее 90 % от суммы всех доходов организации;
  • средняя численность работников составляет не менее 7 человек.

4. «НАЛОГ НА ГУГЛ»

Включение этого раздела в настоящую статью не является абсолютно бесспорным. Дело в том, что закон принимался под эгидой уравнивания в правах российских и иностранных компаний, оказывающих услуги и продающих программное обеспечение в России через Интернет. В пользу принятия закона называлось то, что иностранные компании необоснованно освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, в то время как российским компаниям этот налог приходится платить.

Часть российских компаний возражали, ссылаясь на то, что иностранные Интернет-ресурсы просто поднимут цены на 18 % и таким образом бремя несения дополнительных расходов ляжет на потребителей. Кроме того, немалая доля российского программного обеспечения реализуется в России через эти иностранные Интернет-ресурсы, а это означает дополнительную нагрузку для российских правообладателей. Как бы то ни было, закон был принят.

Собственно, «законом на Гугл» является Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Наряду с вопросами процедур налогового администрирования в законе приводится перечень услуг, оказываемых иностранными компаниями посредством Интернета, на которые распространяется действие закона. Это важно, поэтому имеет смысл привести данный список полностью:

  • Предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
  • Оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет».
  • Оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет».
  • Оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения).
  • Обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации.
  • Хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет».
  • Предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе.
  • Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга.
  • Оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет».
  • Оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода).
  • Предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет».
  • Оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.
  • Предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет».
  • Ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

В то же время под действие закона не подпадают следующие услуги:

  • Реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет».
  • Реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях.
  • Оказание консультационных услуг по электронной почте.
  • Оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Поддержка IT-инфраструктуры со стороны государства

Некоторым IT-компаниям все-таки приходится делать отчисления в налоговую «по полной»

5. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Данные меры государственной поддержки, вызвавшие немало споров среди экспертов и игроков рынка, как нельзя лучше укладываются в тему настоящей статьи.

Соответствующий закон вступил в силу с 01.01.2016 г. и имеет следующее название ‒ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Если кратко, то, во-первых, законом предусматривается ведение реестра отечественного программного обеспечения, а во-вторых – устанавливается запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг для целей осуществления государственных и муниципальных закупок. В качестве альтернативы устанавливается необходимость обосновать невозможность соблюдения запрета.

Во исполнение закона Правительством Российской Федерации разработаны Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных и Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ПРОЕКТЫ

В начале октября 2016 г. в Государственную Думу внесены два законопроекта, направленные на предоставление преференций российским компаниям – поставщикам программного обеспечения, созданного на базе свободного программного обеспечения. Законопроектом вводится понятие проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения, а государственному и муниципальному заказчику ставится в обязанность обосновать необходимость приобретения иностранного проприетарного программного обеспечения в ущерб свободному программному обеспечению от российского производителя.

Читайте также:

Напишите нам и наши специалисты обязательно с Вами свяжутся!

Контактные данные
не будут переданы третьим лицам

Спасибо за заявку! Мы обязательно с Вами свяжемся.
Спасибо за вопрос! Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять