Как правильно купить лицензию на программу?

messНадо, сказать, что, заключая лицензионный договор на то или иное программное обеспечение (ПО), заказчик (то есть лицензиат, покупатель) очень рискует. Причем даже, если заказчик очень крупный, а разработчик софта представляет собой небольшой коллектив программистов.

Ну заключили договор. Цена есть. Условия использования описали очень точно и подробно, в общем, как нужно. Лицензия бессрочная, то есть передана на срок действия исключительных прав. И все остальное тоже прописали. Что еще?

Вот вопрос со сроком и есть то, чему нужно уделить внимание. Причем посмотреть на это под особым углом.

Может сложиться впечатление, что купил бессрочную лицензию и все, делай, что хочешь и сколько хочешь. Но впечатление это ложное. Все меняется, прогресс движется, ПО устаревает. Если заказчик два года назад купил ПО, сейчас оно явно устарело. Без модификации-то.

Юридически конечно можно и дальше его использовать. Но по факту – нужно развиваться. Кому нужен Windows 95 сейчас?

Ключевой момент поэтому – модификация. Или обновление. Или модернизация. Или доработка. Или переработка. Слов много, смысл — один, речь идет об улучшении ПО. И вот здесь, внимание.

В чем риск заказчика при покупке лицензии на программу?

В том, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни судебная практика не смогут помочь с ответом на вопрос о том, где проходит граница между новым ПО и модернизированным ПО. Где заканчивается улучшение и возникает совершенно новый продукт. Сколько должно быть нового в продукте (50%, 80%, 99% …), чтобы ПО можно было считать новым.

Заключают, например, заказчик и разработчик Лицензионный договор. Первый говорит: «Хочу купить у тебя неисключительные права на ПО на бессрочной основе, но только, нужно, чтобы ты его обновлял периодически». Второй говорит: «Хорошо, буду обновлять, цена – 1 млрд. руб. в год». По рукам ударили, лицензионный договор со всеми описаниями и приложениями на 100 листах подписали.

Что делать, если разработчик недобросовестный и возникли проблемы с лицензией на программу?

Проходит время. Разработчик периодически делает обновления, но в один прекрасный момент понимает, что у него уже настолько классный продукт, что можно уже и побольше денег брать с заказчика. Либо еще раз взять денег (если сумма лицензионного вознаграждения была единовременной). К тому же преобразилось ПО уже настолько, что совсем не похоже оно на тот продукт, что разработчик продавал в свое время заказчику. В общем, новый продукт совсем.nobody home

И называет он следующую модификацию не ALFA 2.1.4, а, например, OMEGA 1.0. И начинает уже дорабатывать этот, как бы новый продукт. А заказчик-то покупал ALFA, на OMEGA у него прав и нет никаких. Хочешь OMEGA 1.0. – покупай новую лицензию. А старой лицензией, пожалуйста, можно пользоваться – она ведь бессрочная (если конечно, она нужна еще).

Несколько вариантов решения проблем с лицензией на программу

  1. Включить в лицензионный договор обязательство разработчика обновлять ПО. Условия обновления и периодичность расписать очень подробно.
  2. Включить в лицензионный договор условие о том, что, если разработчик выпустит новый продукт с аналогичным функционалом, заказчик (лицензиат, покупатель) вправе использовать этот новый продукт и при этом не доплачивать.
  3. Включить в лицензионный договор право заказчика на модификацию ПО. В этом случае он сам сможет улучшать ПО либо привлекать для этого третьих лиц.
  4. Заключить с разработчиком отдельный договор на оказание услуг по расширению функциональности. С приложением технического задания. С планом-графиком расширения и обновления ПО.

Эти действия позволят иметь модернизированное и расширенное ПО, приобретенное на условиях бессрочной лицензии. Даже по прошествии времени.

Вывод

Нужно очень хорошо подумать перед покупкой бессрочной лицензии, особенно когда речь идет о стратегическом проекте. И не только над словом «бессрочно», но и над тем, что разработчик берется делать с этим ПО дальше, как образом он собирается его поддерживать и усовершенствовать.

 

P.S. Для разработчиков, кстати, это подсказка и один из инструментов на тему как можно держать заказчика «в тонусе». Если по деньгам например есть разногласия или акты не подписывает.

 

Удачи!

Читайте также:

Напишите нам и наши специалисты обязательно с Вами свяжутся!

Контактные данные
не будут переданы третьим лицам

Спасибо за заявку! Мы обязательно с Вами свяжемся.
Спасибо за вопрос! Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять